?

Log in

No account? Create an account

[icon] B.C. Пудов "Кришнаиты-вайшнавы в СССР" - Открытое Сообщество Вайшнавов
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Кришна.ру. Хари-Катха.орг.

Security:
Subject:B.C. Пудов "Кришнаиты-вайшнавы в СССР"
Time:10:32 am
Далее следует полный текст статьи из сборника:

На пути к свободе совести/ Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и о. Марка (Смирнова). - М.: Прогресс, 1989. - 496 с. // B.C. Пудов "Кришнаиты-вайшнавы в СССР" С. 466-477.


B.C. Пудов



Кришнаиты-вайшнавы в СССР



В мае 1988 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал Московское общество Сознания Кришны. Регистрации предшествовал долгий процесс изучения как самого религиозного направления (истории, основ вероучения, тенденций развития и т.п.), так и верующих, называющих себя вайшнавами.

Работа по изучению вайшнавизма (кришнаизма) началась с августа 1987 г. Все, чем мы располагали в то время, — это заявление от верующих на регистрацию и приложенный к нему список из 20 человек. Что же касается вероучения, социальной направленности и других особенностей данного религиозного направления, то представление об этом мы могли почерпнуть лишь из материалов нашей прессы и судебных процессов, которые прошли в 1982—1986 гг. Вывод из всех этих материалов следовал один: ни о какой регистрации не может быть и речи.

Причина такого однозначного заключения — категоричное заявление экспертов о социальной опасности вайшнавизма. Утверждалось, что следование ему, связанное с разрушающими психику молитвами, употреблением скудной, бедной необходимыми для жизни веществами пиши приводят к разрушению семьи, к отказу от общественно полезной деятельности; оно также вредно политически, так как вайшнавизм призывает не выполнять гражданские обязанности. Порой даже утверждалось, что вайшнавизм вообще не является религией, а представляет собой сеть кружков по изучению восточной философии, с некоторой примесью мистики.

Дефицит информации заставил нас пойти на прямой контакт с вайшнавами. И уже с первых встреч сложившиеся стереотипы начали рушиться, а задача, которая раньше представлялась нам крайне простой, оказалась неимоверно сложной. Работать предстояло в основном своими силами и так, чтобы результаты были достаточно аргументировании даже для специалистов-религиоведов с самой высокой квалификацией. Нас интересовало все, что хоть в какой-то мере было связано с жизнедеятельностью вайшнавов: их взаимоотношения в семье, на работе, друг с другом, с соседями по дому. И здесь верующие пошли нам навстречу, хотя мы сразу предупредили, что они не обязаны предоставлять нам сведения и что в любом случае изучение взглядов каждого верующего будет проводиться только на основании его личного согласия. Как отметили сами вайшнавы, скрывать им было нечего, а цель их одна — нормализация отношений с обществом, в котором они живут. Мы изучили основную догматическую литературу вайшнавов, провели и записали около 60 бесед с вайшнавам» из Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Вильнюса и еще целого ряда мест. Беседы были проведены со всеми членами двадцатки, подписавшими заявление о регистрации общины вайшнавов в Москве, неверующими и верующими членами их семей, сослуживцами и соседями. Присутствовали мы и на богослужениях вайшнавов. В процессе работы не раз обращались за консультациями к ученым-религиоведам, историкам и востоковедам, к медикам — специалистам по питанию, к психиатрам. Постепенно, шаг за шагом формировалось цельное, объективное представление как о вайшнавизме вообще, так и о тех верующих вайшнавах, которые живут в нашей стране.

Исследование показало, что вайшнавизм является одним из направлений индуизма и, следовательно, религией, полностью отвечающей принятому в марксизме ее определению: как любая другая религия, он имеет такой религиозный признак, как веру в реальное существование сверхъестественного, включает в себя религиозное мировоззрение, совокупность культовых действий, религиозные чувства.

Наши вайшнавы-кришнаиты — последователи одного из течений вайшнавизма — чайтанья-вайшнавизма, который наиболее широко распространен в восточной части Индии (штаты Западная Бенгалия, Орисса, Уттар-Прадеш и т.д.). За основу в нем взято учение Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху (1486—1533). Распространением вайшнавизма сначала ведало духовное общество вайшнавов — Шри Вишва-Вайшнев Радж Сабха, затем, с конца XIX в. (с 1886 г.) — общество Гаудия Миссия, а с 1966 г. — Международное общество Сознания Кришны, основанное А.Ч. Бхактиведантой Сва-ми Прабхупадой.

Абхай Чаран Прабхупада родился 1 сентября 1886 г. в Калькутте, окончил университет, был директором крупной химической корпорации в Кулькутте. Своего духовного учителя, Шри Шримада Бхактисиддханту Сарасвати Госвами, Прабхупада встретил в 1922 г., через девять лет был официально посвящен (инициирован), а в 1954 г. стал монахом, получив титул Свами. Другой свой титул — Бхактиведанта — он получил еще в 1947 г. от общества Гаудия Миссия в знак признания его заслуг по распространению учения вайшнавизма. До него учение вайшнавов активно распространялось по всей Индии, практически не выходя, однако, за ее пределы. Прабхупада расширил границы проповеднической деятельности, перенеся ее за пределы Индии.

При этом он был вынужден приспособить учение к новым (неиндийским) условиям. Это, привело к созданию в какой-то мере модернизированного и христианизированного варианта вайшнавизма. В 1965 г. Прабхупада прибывает в США и здесь, в Нью-Йорке, в 1966 г. основывает Международное общество Сознания Кришны (ИСКОН). Инициация первых двенадцати учеников произошла в сентябре 1966 г. Влияние его быстро росло. Прабхупада удачно использовал стихийный протест многих людей против буржуазной идеологии, морали, культуры, испытывавших в 60-е годы серьезный кризис, против стяжательства, корыстолюбия капиталистического общества, противопоставив им идеал «высшей духовности», стремление к истине и чистоте. Немалую роль сыграли также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины, словом, все то таинственное и манящее, что связано с далеким Востоком. В 1969 г. Прабхупада посетил Лондон, затем Францию, ФРГ. В начале 70-х годов вайшнавизм появился в социалистических странах: Польше, ГДР, Венгрии и др.; проник он и в Африку, Австралию, Латинскую Америку.

Среди своих учеников и последователей Прабхупада славится как выдающийся ученый и философ современности, автор переводов важнейших древнеиндийских текстов, а также комментариев к ним. Основы вероучения современных вайшнавов он изложил в своих книгах и комментариях на являющиеся высшим авторитетом в вайшнавизме древнеиндуистские тексты, изданных в настоящее время на 35 языках: «Бхагавад-гита как она есть», «Учение Господа Чайтаньи», «Кришна, Верховная Личность Бога», «Шримад-Бхагаватам» (33 тома), «Чайтанья-Чаритамрита» (17 томов), «Кришна — источник наслаждения», «Вне времени и пространства» и др. Все они выходят в созданном в 1970 г. в США издательстве «Бхактиведанта бук траст».

Вероучение вайшнавизма ориентировано на духовное совершенствование, самореализацию собственного «я», слияние с чистым божественным миром. Для этого требуется обрести «сознание Кришны». Кришна в учении вайшнавов — высшая истина, верховное всесовершенное существо, высшая трансцендентная личность, обладающая бесчисленными трансцендентными же качествами. Кроме того, Кришна наделяется разнообразными энергиями (шакти), которые объявляются непостижимыми человеческим разумом и подразделяются на три вида.
1. Вишну-шакти — внутренняя, духовная энергия Кришны.
2. Кшетрагья-шакти — это все живые существа, которые, будучи духовны по самой своей природе, являются составными частицами энергии Кришны.
3. Авидья-шакти — внешняя, материальная энергия Кришны.

Вайшнавы верят в перевоплощение душ после смерти в соответствии с законом кармы (законом воздаяния за совершенные в прошедшей жизни действия). При этом душа всякий раз находит воплощение в новых формах (не только в форме человеческого существа, но и растения, насекомого, животного и т.п.) на разных планетах. В вайшнавизме говорится о трех основных типах планет: планеты с райской жизнью, планеты страданий и планеты среднего уровня, к числу которых относится и наша Земля. Наилучшей формой для последующего воплощения души считается человеческая форма (всего же в вайш-навизме насчитывается свыше 8 млн. форм жизни). Объясняется это тем, что прервание цепи бесконечных превращений и восстановление взаимоотношений с Кришной через достижение духовного совершенства легче всего и осуществляется в именно человеческой форме. Наилучшим методом достижения духовного совершенства и восстановления взаимоотношений с богом объявляется преданное служение Кришне (бхакти). При этом оговаривается, что успех в таком служении всецело определяется милостью самого Кришны и наличием духовного учителя, за которым признается способность как постоянно и неразрывно быть связанным с богом узами «божественной любви», так и проводить человека, доверившегося ему, мимо подстерегающих опасностей материального существования в духовный мир. Поэтому вайшнавы почитают духовного учителя наряду с Кришной, называют его своим «вечным отцом», а принятие посвящения у него считают началом духовной жизни и необходимым условием успеха в преданном служении Кришне.

Духовные учителя (гуру) учат, что высшего блаженства могут достичь лишь те, кто с любовью служит личности божества, приобщаясь тем самым к его сознанию. В качестве составных частей преданное служение Кришне включает в себя самые разнообразные методы. Наиболее эффективным считается чтение нараспев «святых имен» Кришны в форме «махамантры» («Харе Кришна» и т.д. Отсюда — принятое на Западе название вайшнавов-кришнаитов — Харе Кришна). Служение Кришне предполагает отказ от привязанностей к материальному миру и его соблазнам. В Индии и западных странах вайшнавы-кришнаиты, стремящиеся наиболее полно воплотить в жизнь это требование, уходят в ашрамы (монастыри).

Как и в любой религии, в вайшнавизме имеются свои специфические праздники, связанные с почитанием Кришны и духовных учителей. В их числе — Джанмаштами (день явления Кришны в Матхуре), Гаура-пурнима (день явления Чайтаньи в Шри Маяпуре), Вьяса-пуджа (день явления нынешнего духовного учителя) и др.

Молитвенная практика вайшнавов осуществляется двумя основными способами: индивидуальным — чтением имен Кришны (маха-мантры) на четках (джапа) и совместным — также пением имен Кришны, но в собрании верующих (киртан). Четки представляют собой ожерелье из 108 бусинок, которые следует перебирать во время декламаций или пения мантр. Одной исполненной мантре соответствует одна бусинка на ожерелье. «Круг» — 108 мантр. Всего же за день требуется исполнение мантр не менее 1728 раз (16 «кругов»). Ежедневное повторение мантр считается лучшим средством для достижения духовного царства Кришны, для освобождения человека от чувств материального мира и ощущения реального присутствия Кришны. Наряду с этим большое значение вайшнавы придают поклонению богу в храме, где на алтарях обычно устанавливаются статуи различных воплощений Кришны. Служба проводится ежедневно: утром и вечером. Церемония поклонения включает в себя возложение на алтаре даров для Кришны (цветов, благовоний, пищи), пение молитв, прославление святых мест и качеств Кришны, чтение священных книг. В конце богослужения все верующие принимают Кришна-прасад — пищу, предложенную сначала богу. Приготавливается она с соблюдением определенного ритуала. Ею могут быть самые разнообразные блюда. Выбор продуктов достаточно широк, исключаются только те, получение которых связано с убиением животных. Вайшнавы верят, что употребление прасада увеличивает продолжительность жизни, дает силу, здоровье, счастье, удовлетворение, освобождает человека от последствий его прошлых греховных действий и очень благоприятно для духовного прогресса. Употребление прасада является одним из четырех регулирующих принципов, которые лежат в основе жизнедеятельности вайшнавов. Вообще питание вайшнавов — типично вегетарианское, не наносящее ущерба организму. Они стараются питаться в определенное время, заботятся о разумном сочетании продуктов, следуют правилу умеренности в еде. Главную роль в их ежедневном рационе играют молочные продукты, зерновые и бобовые, растительные масла, овощи, фрукты, ягоды, бахчевые, из других продуктов — сахар, мед, орехи. Широко используются специи.

Второй регулирующий принцип вайшнавов — запрещение употреблять алкоголь, наркотики, табак и пр., так как возбуждающие средства действуют на мозг, мешая постижению сознания Кришны. Исключение составляют лишь лекарства, необходимые для лечения. При необходимости не возбраняется и обращаться к врачам.

Третий принцип запрещает половую жизнь вне брака, которая, согласно учению вайшнавов, является источником беспокойства в обществе и препятствием в духовной жизни. Напротив, супружеская жизнь в браке способствует созданию здоровой, крепкой семьи. Вообще вайшнавы охотно создают семьи. Так, изучение нами молодых семей московских вайшнавов показало, что практически у всех есть дети, развиваются они нормально как физически, так и психически, у них есть обычные для их возраста игрушки и книги.

Четвертым принципом является отказ от участия в азартных играх, которые, с точки зрения вайшнавов, лишь пустая трата времени, сил и денег.

По убеждению верующих, соблюдение этих принципов способствует духовному совершенствованию. Для всех членов общества их соблюдение желательно, а для тех, кто уже принял посвящение у духовного учителя или только собирается сделать это, строго обязательно. Но этим вайшнавизм не ограничивает жизнедеятельность верующего. Он предлагает человеку развивать в себе такие духовные качества, как смирение, покорность, правдивость, искренность, доброжелательность, независимость, уравновешенность, простота, сострадание, милосердие и др., что, однако, у них не всегда получается (как, впрочем, и у последователей любой другой религии). При нашем общении с ними бывало всякое: и прямой обман, и попытки шантажа. Мы не считаем такое поведение результатом приобщения к вайшнавизму, скорее, это лишний раз доказывает, что вера сама по себе не делает человека порядочным.

Естественно, что, живя в обществе, вайшнавы не могут быть совершенно изолированы от его проблем. Их социально-политические воззрения во многом зависят от того строя, в рамках которого они существуют. Он определяет некоторую разницу в воззрениях вайшнавов капиталистических стран и вайшнавов, проживающих в СССР, на такие стороны социального бытия, как общественно полезный труд, гражданские обязанности в обществе, социализм и социалистический образ жизни.

В рамках Международного общества Сознания Кришны разработан и распространяется так называемый социальный манифест, который, по утверждению его создателей, является проектом создания духовной цивилизации. В основе его лежит концепция, согласно которой сегодняшнее общество находится на заключительной стадии своего загнивания и распада, когда ни одна из противоборствующих сторон (ни коммунисты, ни капиталисты) не имеет будущего и реальной надежды на создание справедливого и прочного общественного устройства: ни те, ни другие, считают вайшнавы, не в состоянии дать решение глобальных проблем, перед которыми сегодня стоит человечество, в частности сохранения мира на Земле. «Пока они не признают Высшей Личности Божества, всякая собственность, которую они полагают своей, считается украденной. Следовательно, они обязательно будут заслуживать наказания за нарушение законов природы. Атомные бомбы находятся в руках и коммунистов и капиталистов, и, если те и другие не признают вовремя собственность Высшего Господа, можно с уверенностью сказать, что эти бомбы в конечном счете погубят и тех и других»1. Если говорить о возможностях возрождения человеческой цивилизации, то единственная надежда, как отмечается в манифесте — на движение Сознания Кришны которое является началом новой культуры, совершенной человеческой цивилизации. При этом брахманы (интеллигенция) должны составить основу будущего общества. Вообще же в вайшнавизме существует представление о наличии в обществе четырех профессиональных групп (варн), которые нельзя отождествлять с кастами (по той причине, что принадлежность к той или иной группе определяется личными качествами и наклонностями человека): интеллигенция (брахманы), политические и военные лидеры (кшатрии), фермеры и коммерческие деятели (вайшьи), рабочие и ремесленники (шудры). Отсутствие хотя бы одной из этих групп наносит ущерб обществу, подобно тому как отсутствие одного из органов наносит вред телу человека.

Как показали исследования, каждый верующий может иметь четыре степени посвящения: три первые из них в сравнении, например, с православием соответствуют статусу мирян и белого духовенства, то есть позволяют иметь семью и заниматься недуховной деятельностью. Носители этих степеней положительно относятся к работе в сфере общественного производства, могут работать и работают врачами, инженерами, агрономами и т.д. Но есть и некоторые ограничения. Вайшнав не может работать на бойне, заниматься охотой, ловлей рыбы. Что касается четвертой степени посвящения, то она предполагает безбрачие и отказ от мирских дел (но не от выполнения гражданских обязанностей). Однако носителей четвертой степени посвящения в СССР нет, как нет и ашрамов, в которых они должны жить. Обязательной для себя вайшнавы, проживающие в нашей стране, считают защиту отечества с оружием в руках.

Наши исследования не подтвердили существующее мнение о якобы бездумной подчиненности верующих своим гуру. Так, в сентябре 1987 г. гуру призвал провести всемирную демонстрацию в защиту советских вайшнавов. В день демонстрации предполагалось у зданий посольств СССР в странах, где есть вайшнавы, а также в самом СССР выступить с лозунгами о поддержке вайшнавов, проживающих в Советском Союзе. Однако московские вайшнавы высказались против проведения демонстрации как противоречащей советским законам и могущей повредить процессу регистрации общины. Гуру согласился с их аргументами, и проведение демонстраций на всей территории СССР было отменено. В дальнейшем не отмечалось ни одного выступления вайшнавов, носящего политическую окраску.

Для нашей страны вайшнавизм оказался явлением новым и совершенно необычным. В 1971 г. Прабхупада посетил СССР и инициировал несколько человек. Одним из первых его учеников стал А. Пи-няев. Это было начало. После смерти Прабхупады в 1977 г. мир был разделен его последователями на 11 зон. Зону, в которую вошел Советский Союз, возглавили Роберт Компаньола — духовное имя Виш-нупад, и Дэвид Якубка, — духовное имя Киртирадж. Первый ведает духовным ростом учеников (дикша гуру), второй — наставник в организационно-управленческих делах (шикша гуру). Оба они приезжали в СССР. В 1972—1976 гг. появляются новые ученики — в Риге, Ленинграде, Москве, Таллинне... Всего сейчас в СССР около пяти тысяч вайшнавов.

Хотя вайшнавизм и появился в нашей стране сравнительно недавно, он уже прошел в своем развитии несколько этапов. На первом будущие его последователи представляли собой людей, проявляющих в той или иной степени интерес к восточной культуре: поэзии, философии, танцам, традициям, образу жизни и т.п. Это было время накопления знаний о предмете, их интересующем. Постепенно они начали встречаться друг с другом, общаться, обсуждать затронувшие их вопросы. Появляются первые новообращенные, получившие от гуру новые, «духовные» имена. Но они плохо были знакомы с основами вероучения, стремились к буквальному повторению того, что узнавали о жизни общин вайшнавов за рубежом, к перенесению опыта западных единоверцев на нашу почву. На практике это выражалось в попытках образования изолированных от мира ашрамов на Северном Кавказе, на юге Украины. Этому способствовали и письма гуру из-за рубежа, в которых давались конкретные рекомендации о желательном переселении в сельскую местность, образовании ферм, распространении учения Кришны, обязательном соблюдении всех религиозных принципов. Именно в этот период они начинают обращать на себя внимание странностями в поведении: молодые люди отказываются от прежнего образа жизни, срываются с рабочих мест, отказываются от учебы в вузах, от прежних привязанностей, от принятых норм поведения в обществе. Не имея опыта работы в сельском хозяйстве, многие последователи Кришны больше молились, нежели занимались фермерством. Огороды зарастали бурьяном, а местные жители не могли понять, кто и что перед ними. Не имея аналогов в истории религиозных течений, когда-либо распространенных на территории нашей страны, вайшнавизм с его своеобразной культовой практикой и предлагаемым образом жизни не мог быть идентифицирован ни с одним из известных в стране культов. Это вызвало, естественно, настороженность по отношению к последователям этого течения со стороны местных органов власти и правоохранительных органов, а в последующем — попытку пресечь их деятельность административными мерами.

Непонимание причин, породивших такое явление, как вайшнавизм (годы застоя, связанные с ними бюрократизм, формализм, заорганизованность; думали одно, говорили другое, а делали третье), приводило к тому, что правоохранительные органы пытались объяснить распространение вайшнавизма вмешательством западных спецслужб. И это вовсе не было случайностью. Когда в конце 50-х годов у нас было объявлено о скором построении коммунистического общества, то считали, что по мере продвижения к коммунизму люди будут жить все более счастливо и, следовательно, количество верующих должно неуклонно сокращаться. И невзирая на то, что для быстрого построения коммунистического общества условия еще не созрели, закрывали церкви, творили беззаконие, а в нашей прессе, научной литературе рисовали радужные картины, в которых не было ничего от реального положения вещей. Построение коммунистического общества задерживалось, но то, что мы успешно строим социализм, преодолевая религиозные пережитки, сомнений не вызывало. А все, что противоречило этому, объявлялось, как правило, вмешательством из-за рубежа. Отголоски таких представлений нередки еще и сегодня. Пример тому — статья М. Салганик «Карма-Кола, или Охота на носорогов», напечатанная в журнале «Огонек», 1988, № 9. Единственная статья, в которой делалась попытка честно и объективно разобраться в ситуации, сложившейся как в отношении вайшнавов, так и в целом в нашей атеистической пропаганде, принадлежит Ольге Чайковской («Сны левого полушария». — Советская культура, 29 сентября 1987 г.).

Средства массовой информации активно включились в формирование стереотипа верующего вайшнава как сторонника антиобщественной и противозаконной деятельности. Нередко сами верующие создавали о себе негативные представления: замыкались в себе, плохо шли на контакты, исполняли на улицах ритуальные пляски, раздавали тексты молитв. Непризнание окружающими секты вайшнавов в качестве религии толкало их на открытые, порой незаконные выступления. В 1982—1985 гг. прошло несколько судебных процессов в Москве, Ереване, Киеве и других городах (последний — в начале 1987 г.). Обвинения, предъявленные вайшнавам, в основном сводились к причинению вреда здоровью граждан под видом соблюдения религиозных обрядов. К сожалению, юристы не сумели (или не захотели) разобраться в том, что это и было соблюдением религиозных обрядов, не наносящих вреда здоровью (за исключением тех случаев, когда верующий вступил в общину, уже будучи больным). И надо сказать, нашу работу по изучению вайшнавов осложняло то, что люди, организовавшие в свое время все эти процессы, по-прежнему оставались на своих местах, и противодействие с их стороны, конечно же, ощущалось. Неофициальное положение общины, попытки административными мерами пресекать деятельность верующих создавали благоприятные условия для появления в среде вайшнавов религиозных экстремистов и фанатиков, а также почву, благодатную для деятельности элементов, негативно настроенных по отношению к нашему общественному и политическому строю и пытающихся спекулировать на законных обидах верующих. Деятельность вайшнавов не только не была прекращена, но и не контролировалась. Создавалась реальная угроза превращения их из наших мировоззренческих противников в противников политических. В результате этого мы не имели возможности получать необходимую информацию о процессах, происходящих в этой группе верующих. Вместе с тем все заявления вайшнавов с просьбой о регистрации их общин отклонялись без какого-либо углубления в суть проблемы. Очевидно, это было выгодно представителям некоторых наших правоохранительных органов, так как «доказывало» важную роль, которую они играют в обществе. Но это порочный круг, выхода из которого нет: чем больше применяется административных мер воздействия к мировоззренческим противникам, тем более агрессивными и фанатичными они становятся, ожесточаясь и ожесточая всех тех, кто с ними так или иначе соприкасается.

Лишь с началом развертывания перестроечных процессов в духовной сфере произошли некоторые сдвиги, наметившие выход из сложившегося тупикового состояния во взаимоотношениях вайшнавов и государственных органов. В результате этих изменений вайшнавы в некоторой степени утратили присущий им ранее фанатизм, стали более контактными, признали ошибочность некоторых своих действий в прошлом. Кстати, аналогичные процессы в эволюции вайшнавизма происходят и за рубежом. Все большее число вайшнавов совмещают свои религиозные убеждения со светскими занятиями.

Новый импульс распространению вайшнавизма в нашей стране дал советско-индийский фестиваль летом 1988 г. Московские вайшнавы вышли на улицы города во время празднеств, проводимых в Москве. Их санкиртан (богослужение на улице) проводился незаконно, без разрешения местных органов. Впервые мы посетили санкиртан 15 августа на Арбате. В тот раз верующих никто не трогал. Но уже на следующий день, 16 августа, подобное же богослужение было вполне правомерно пресечено, а верующие, принимавшие в нем участие, оштрафованы. После этого наши отношения с вайшнавами осложнились: они связали между собой два события — посещение нами санкиртана 15-го числа и разгон верующих 16-го, сделав вывод, что именно мы дали указание пресечь их действия. Что ж, к подобному обращению они привыкли, но хуже то, что оно могло стать и уже становилось для них вполне нормальным, привычным явлением.

Прежде чем ставить перед Советом вопрос о необходимости регистрации общины вайшнавов в Москве (MOCK), нужно было заручиться поддержкой хотя бы некоторых ученых-религиоведов. И надо отметить, такую поддержку мы получили. Их представления о вайшнавах изменялись, подобно нашим, постепенно. Так, представитель Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС В.Ф. Миловидов отмечал, что его прежние представления о вайшнавах были неверны и что вайшнавы, по его мнению, не представляют никакой социальной опасности, не наносят вреда ни своему здоровью, ни здоровью окружающих. Наши выводы поддержали также представители Института народов Азии и Института США и Канады.

Получив такую поддержку, мы вынесли вопрос о регистрации MOCK на Совет еще в декабре 1987 г. К сожалению, рассмотрение его было отложено по причине непроработанности. Зарегистрировать общину нам удалось лишь 17 мая 1988 г. Но перед этим, 20 апреля (а затем и 20 мая) по Центральному телевидению прошла передача «Предостережение», подготовленная и проведенная комментатором Дмитрием Бирюковым. В ней рассказывалось о неомистических верованиях, нетрадиционных религиях, причем стержнем передачи стали вайшнавы в СССР. Ничего плохого о них не говорилось, но кадры, связанные с их культовой практикой, постоянно чередовались с показом разных групп, совершивших под маской религии тяжкие преступления (здесь были и наркоманы, и убийцы, располагающие целым арсеналом оружия). Это создавало общий фон, на котором и вайшнавы превращались в нечто опасное, угрожающее. Мы сделали попытку предотвратить появление этой передачи, связывались с Д. Бирюковым, пытались убедить его, что подобный монтаж не только не объективен, но и не правомерен, ибо идет вразрез с конституционным положением: «Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается». К сожалению, наше предостережение не было принято во внимание, и «Предостережение» Д. Бирюкова увидели миллионы телезрителей, так и не поняв, что же такое на самом деле нетрадиционные религии и что из себя представляют вайшнавы, проживающие в СССР.

Официальная регистрация Московского общества Сознания Кришны в мае 1988 г. изменила общий психологический климат в общинах вайшнавов не только в разных регионах нашей страны, но и в других странах. Даже те общины, которые не верили в возможность урегулирования взаимоотношения с государством, стали подавать заявления на регистрацию. Одна из первых социалистических стран, отреагировавших на это событие, — Польша, зарегистрировавшая 22 июля 1988 г. проживающих на своей территории вайшнавов. Венгерские государственные органы также обратились к вайш-навам, проживающим на территории ВНР, с предложением о возможности их регистрации. Наметились определенные изменения и в других соцстранах.

Зарегистрированное Московское общество Сознания Кришны приняло Устав своей церкви, который полностью соответствует конституционным нормам Советского государства. И хотя сами вайшнавы нередко отходят от основных положений своего устава, что обусловлено условиями многолетнего существования их вне рамок законов, стремление к его соблюдению у них есть. Устав определяет статус общества, его цели, права и обязанности его членов, структуру общества, взаимоотношения с духовным учителем и другими организациями вайшнавов на территории СССР и во всем мире, порядок подготовки кадров священнослужителей, характер культовой практики, финансовую и редакционно-издательскую деятельность общества. Согласно уставу, Московское общество Сознания Кришны представляет собой организацию, созданную для удовлетворения религиозных потребностей верующих вайшнавского вероисповедания и совместного отправления культа. При этом особо оговаривается, что участие в обществе не снимает с гражданина обязанностей, возложенных на него Конституцией СССР: добросовестно трудиться, не уклоняться от воинской обязанности, соблюдать советские законы, не нарушать правил социалистического общежития, не препятствовать обучению детей в школе и т.д. Кроме того, уставом категорически запрещается: использовать собрания верующих для направленных против советского строя политических выступлений; подстрекательство верующих к уклонению от исполнения гражданских обязанностей, к неучастию в государственной и общественной жизни; совершать какие-либо обряды и церемонии на территории государственных предприятий и учреждений и другие действия, противоречащие законодательству о религиозных культах. Отправление религиозных потребностей не должно наносить ущерба исполнению верующими своих гражданских и профессиональных обязанностей. Устав предполагает участие верующих во всемирных съездах вайшнавов, посещение мест паломничества, участие в конгрессах миролюбивых сил. Что касается связей с другими организациями вайшнавов в СССР, то они допускаются только с официально зарегистрированными. Устав предполагает возможность создания в будущем духовных учебных заведений вайшнавов на территории нашей страны, где будет осуществляться подготовка кадров священнослужителей. Естественно, что это предполагает регистрацию общин вайшнавов и в других городах Советского Союза. Однако здесь мы столкнулись с новыми трудностями. В местной печати продолжают публиковаться антивайшнавистские материалы, часто граничащие с клеветой. Практика проволочек, ущемления конституционных прав верующих создает условия для возникновения в их среде религиозного экстремизма, дискредитирует политику демократизации, перестройки и гласности. Этот вопрос требует скорейшего решения.

Несомненно одно: первый шаг, связанный с регистрацией MOCK, принес положительные результаты. Официальное признание данного религиозного общества в большой степени способствовало переключению значительной части верующих с правозащитной на чисто религиозную деятельность. Что же касается буржуазной пропаганды, то это событие, пришедшееся на канун празднования 1000-летия введения христианства на Руси, было воспринято ею как факт, подтверждающий реальность демократических преобразований в нашей стране.

Примечания:
1Sг. Isopanisad. Discovering The Originate Person. Los Angeles — London — Paris — Sedney, 1974, p. 8.
Амрита: добавить каплю амриты Хари Ом Тат Сат! Previous Entry Share Next Entry

(Deleted comment)

seasmile
Link:(Link)
Time:2006-07-06 12:03 am (UTC)
Именно на такое мнение я и нарываюсь в последнее время регулярно. Типа, по американской указке изничтожить все, что еще осталось хорошего... печально вссе это, потому как слишком правдоподобно.
(Reply) (Parent) (Thread)


habaroff
Link:(Link)
Time:2006-07-04 06:54 am (UTC)
да спасибо, позновательно
(Reply) (Thread)


seasmile
Link:(Link)
Time:2006-07-06 12:13 am (UTC)
еще бы! :))
(Reply) (Parent) (Thread)

vayu_shanti
Subject:
Link:(Link)
Time:2006-07-04 07:03 am (UTC)
интересно (:
(Reply) (Thread)


seasmile
Link:(Link)
Time:2006-07-06 12:14 am (UTC)
а может даже и полезно... вдруг кому пригодится, как аргумент
(Reply) (Parent) (Thread)

vayu_shanti
Subject:
Link:(Link)
Time:2006-07-06 06:44 am (UTC)
да =)
(Reply) (Parent) (Thread)


layra_bekka
Link:(Link)
Time:2006-07-04 08:23 am (UTC)
(:спасибо за информацию:)
(Reply) (Thread)


seasmile
Link:(Link)
Time:2006-07-06 12:13 am (UTC)
((: Ага, пожалста :))
(Reply) (Parent) (Thread)


layra_bekka
Link:(Link)
Time:2006-07-06 12:20 pm (UTC)
а вы астролог?:)
(Reply) (Parent) (Thread)


ljazzy
Link:(Link)
Time:2006-07-04 09:06 am (UTC)
"«Шримад-Бхагаватам» (33 тома)" — ммм?..
(Reply) (Thread)


seasmile
Link:(Link)
Time:2006-07-06 12:05 am (UTC)
А сколько ты хотел? Он большой... 12 песней, в одном из изданий тянут, кажись, на 18 толстых томов. Если их еще разделить на два... то вот тебе и за 30 будет. Хорошо, когда на диске все это добро есть... :))
(Reply) (Parent) (Thread)

vayu_shanti
Subject:
Link:(Link)
Time:2006-07-06 06:45 am (UTC)
Шримад Бхагаватам в электронном виде???

*очень заинтересован*
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] B.C. Пудов "Кришнаиты-вайшнавы в СССР" - Открытое Сообщество Вайшнавов
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Кришна.ру. Хари-Катха.орг.